На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Стоп-кадр

76 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Лукунин
    Появляется в России, когда предлагают работу. Не предлагать работу таким ушлым, которые живут за границей...Ого, домишко: зве...
  • Галина Самарская
    "Режиссер снимала о знаменитости документалку, когда между ними пробежала искорка." Странная строка. О какой знаменит...5 женщин Марчелло...
  • Ингерман Ланская
    у гайдая актёры в фильме живут, а у захарова - играютДве комедии, два ...

Почему Леонид Гайдай согласился на госзаказ и другие подробности съёмок фильма “За спичками”

Снимать кино “на заказ” режиссер не любил. Хотя в его карьере бывали такие случаи. Комедия «За спичками» тоже была заказом «сверху», и, несмотря на неприязненное отношение к таким вещам, Гайдай взялся за работу. Почему?

И чтоб никто не мешал

Экранизацией повести финского писателя Альготы Унтолы должен был заняться Георгий Данелия – но он уже работал над другим проектом.

Тогда руководство студии предложило снять «За спичками» Леониду Гайдаю. Можно было ожидать, что мастер откажется – он любил заниматься творчеством, а не делать по заказу. Но он дал добро.

Во-первых, это была комедия – любимый жанр Гайдая, к тому же, переводом финской повести на русский язык занимался Михаил Зощенко, которого режиссер крайне уважал. Во-вторых, в съемках предполагалось участие Финляндии, а значит, московская цензура не стала бы вмешиваться в творческий процесс. Ну и сама повесть была вполне «спокойная» в социальном плане: никаких конфронтации и агитаций. Просто забавная история про двух деревенских мужичков, которые сами того не желая устроили полнейший кавардак на селе. Но почему-то в СССР считалось, что повесть высмеивает порочный буржуазный мир.

В общем, эта работа представлялась художнику вполне удобоваримой вещью, не похожей на его «Трижды воскресшего» – фильм, который Леонид Иович не любил упоминать.

Свозил приятеля за границу

Изначально предполагалось, что в съемках «За спичками» будет равное участие СССР и Финляндии. То есть буквально: даже количество актеров – одинаковое с обеих сторон. Однако почти все главные роли были отданы советским артистам.

Конечно, Гайдай постарался снять своих «любимчиков» – с актерским составом режиссер экспериментов не жаловал.

Поэтому здесь мы видим и Георгия Вицина, и Леонида Куравлева, которому, правда, досталась маленькая эпизодическая роль. Зато благодаря участию в проекте, артист смог побывать за границей. В качестве одного из главных действующих лиц практически сразу утвердили Евгения Леонова – говорят, что Данелия попросил за товарища. В пару ему подобрали Вячеслава Невинного, который уже снимался у Гайдая в фильме «Не может быть!».

Нескольких других актеров, с финской стороны, режиссер подобрал в местном театре.

Никакой обнаженки: как исчезла сцена в бане

Стоит ли говорить, что Финляндия и СССР увидели по итогу два почти что разных фильма: для отечественного зрителя Гайдай сделал более динамичный вариант, плюс пришлось убрать некоторые сцены. К примеру, эпизод, в котором Антти с женой парятся в бане. Да, совершенно голый, сверкающий ягодицами Леонов – такого советская цензура точно не выдержала бы. В Финляндии же к подобным вещам относились гораздо лояльнее – ну баня же, не бордель! Зато Евгений Леонов удивил советскую публику тем, что он, оказывается, поет. Да, песня в фильме «Черт-те что и сбоку бантик» исполнена Леоновым и Невинным. А другую, более лиричную композицию, попросили спеть Иосифа Кобзона. В целом, эта картина считается самой нетипичной комедией для Гайдая. Но от этого она не становится менее любима зрителем.

 

Ссылка на первоисточник
наверх